МИИГАиК

Новые дороги, цифровые и почтовые сервисы улучшают качество жизни в стране

02.09.2022

Программа модернизации «Почты России» в сельских поселениях до 2025 года позволит сделать 25 тысяч отделений на селе комфортными, расширив ассортимент социально значимых сервисов.

Новым дополнительным сервисом станет доставка безрецептурных препаратов с соблюдением всех норм перевозки и хранения. Такой формат с 1 сентября начнет действовать в 5 отделениях Самарской и Тверской области, а до конца года откроется еще в 15. Если такая услуга будет востребована населением, то есть возможность ее масштабировать. «Из 70 000 российских аптек только 14% находятся в малонаселённых пунктах. Для 38 млн человек, которые живут в труднодоступных регионах, этого объективно не хватает. Почта может решить проблему доступности лекарств благодаря широкой сети отделений в сельской местности и возможности доставки до двери почтальоном», – комментирует руководитель бизнеса «Лекарства» Почты России Владимир Виноградов.

Источник: Почта России

В России отменили 27 обязательных пунктов проверки при техосмотре

02.09.2022

В России с 1 сентября вступили в силу новые правила техосмотра, согласно которым водители легковых машин больше не обязаны проводить техосмотр машин по 27 параметрам. При техосмотре легковых автомобилей эксперты, в частности, больше не будут проверять: наличие аптечки и огнетушителя; наличие дорожного знака «Аварийная остановка»; каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера; трубопроводы и шланги на предмет наличия коррозии и механических повреждений; уровень шума выхлопной системы; работу штатного противоугонного устройства; вместо остаточной глубины рисунка протектора будут измерять его высоту; подачу стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло. В то же время при диагностике двигателя специалисты начнут проверять утечку выхлопных газов в обход выпускного коллектора. Таким образом, обязательными останутся только 55 требований. Раньше их было 82. С 1 января 2022 года техосмотр перестал быть обязательным для владельцев легковых машин, если они пользуются автомобилем исключительно для собственных нужд. Указ о поправках в законодательство 30 декабря прошлого года подписал президент Владимир Путин. Однако процедура по-прежнему требуется при постановке на учет автомобиля старше четырех лет. Также проходить техосмотр обязаны те, кто пользуется личным автомобилем в служебных целях. Это касается и сотрудников служб такси.

Источник: РБК

В ВШЭ разработали систему распознавания эмоций по сигналам ЭЭГ

02.09.2022

Ученые из России разработали подход, позволяющий распознавать испытываемые человеком эмоции по характерным всплескам электрической активности мозга, которые фиксирует электроэнцефалограф (ЭЭГ). Об этом в четверг сообщила пресс-служба НИУ ВШЭ.

"Этот метод мог бы продвинуть исследования людей, плохо распознающих лицевые выражения. В первую очередь это касается тех, кто страдает эмоциональными расстройствами, в том числе депрессией и тревожностью, а также аутизмом, шизофренией и СДВГ. У этих людей снижена способность к распознаванию эмоций на лицах", - заявил заведующий Международной лабораторией социальной нейробиологии НИУ ВШЭ (Москва) Владимир Косоногов, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Источник: ТАСС-Наука

Удобное положение: какие новые права появились у потребителей

02.09.2022

С 1 сентября в России меняется закон «О защите прав потребителей» — продавцы теперь не смогут навязать ненужную услугу, перенести время доставки без разрешения клиента или настоять на определенном способе оплаты. В итоге недобросовестные торговцы лишаются возможности для разнообразных манипуляций с целью наживы, а покупателю станет проще отстаивать свои права. Подробнее — в материале «Известий».

С началом осени вступают в силу изменения в ст. 16 российского закона «О защите прав потребителей». Правильнее будет сказать, что она выходит полностью в новой редакции. В новой версии статьи появилась более конкретная формулировка: «недопустимые условия договора». Юрист и основатель общественной организации защиты прав потребителей «Линия права» Константин Москалев отмечает, что это большое преимущество, ранее использовалось выражение: «недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя».

В новой редакции перечислено 15 пунктов недопустимых условий, нет той размытости и неопределенности, которая присутствовала прежде. Так, с сентября продавец не может настаивать на определенной форме оплаты, например сказать, что принимает только наличные. Закон стал строже и в тех случаях, когда продавец по собственной инициативе сделал лишнюю работу, а потом неожиданно выставил за нее счет. Теперь продавец не может без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату. Например, мастер почистил компьютер от вирусов и «заодно» добавил оперативной памяти. Потребитель вправе отказаться оплачивать сверхработу, а если расчет уже совершен, то может потребовать вернуть деньги. То же самое касается навязывания услуг банками и страховыми компаниями.

Кроме того, продавцы не могут сложить с себя ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Допустим, сервис взял в ремонт старый шкаф, обещая его восстановить. При этом в договоре указано, что компания не несет ответственности, если в случае реставрации и применения агрессивных смывок мебель покроется пятнами или пострадает ее поверхность. Якобы последствия сложно предугадать. Хотя по закону в этом случае клиент может потребовать уменьшения цены. Также покупатель может свободно выбирать, что делать с некачественным или неподошедшим товаром, а продавец не вправе ограничить его в этом. Иногда магазины разрешают только обменять товар на аналогичный, например, взять то же платье, но размером больше.

С сентября это будет нарушением. Клиент может потребовать вернуть все деньги; уменьшить стоимость; заменить товар на другой по цене и марке; устранить недостатки за счет продавца. Решать это будет покупатель. Продавец не может сузить выбор клиента, если тот хочется обратиться в суд из-за разногласий. У потребителя в этом случае есть несколько вариантов — подать иск в суд по месту нахождения продавца, заключения договора или по месту жительства. К «недопустимым условиям» относится и установка продавцом санкций за отказ клиента исполнять сделку. Пример: продавец отказывается возвращать предоплату, которую клиент внес, но потом передумал приобретать товар. По новым правилам предоплату придется вернуть.

Довольно часто магазины включают в условие продажи товара сбор персональных данных. Как правило, такая информация избыточна для заключения договора и используется для рассылки рекламы. Кроме того, велик риск утечки информации. В новой версии закон избавляет покупателей от требования делиться личной информацией. Если человек не хочет сообщать свой телефон, домашний адрес и электронную почту, магазин всё равно обязан обслужить его и продать товар или выполнить услугу. То же самое касается, например, возврата изделия. Собирать личные сведения продавцам разрешили, только если это необходимо для оформления покупки. Например, адрес и номер телефона клиента нужны для доставки товара.

В то же время знать электронную почту для этого совсем необязательно. Еще одно исключение касается ювелирных изделий. При покупке украшений на сумму от 40 тыс. рублей продавец обязан потребовать от клиента паспорт (п. 1.4-2 ст. 7 Федерального закона № 115). И даже новые поправки не меняют эту практику. В остальных случаях за отказ заключать договор с потребителем, который не желает предоставить свои данные, предусмотрена административная ответственность. Штраф для должностных лиц составит от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, для юридических — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. В соответствии с документом, продавец должен возместить убытки, которые понес покупатель из-за невыгодных условий.

Более того, потребитель может настаивать на исключении из договора дискриминирующего пункта. В течение 10 дней требование должно быть рассмотрено. Если продавец бездействует, с письменным ответом следует отправиться в Роспотребнадзор или суд. Таким образом, правовая конструкция перешла от недействительности условий договора к их недопустимости, резюмирует член Ассоциации юристов России Евгения Мешкова. — Недопустимость означает, что изменился подход защиты прав потребителей. Если раньше недействительность договора нужно было доказывать в суде по факту причинения вреда или защите прав потребителя, теперь же риск для потребителя законодатель предусматривает в самой сделке. Для продавца установлены запреты, условия, которые в договор включать нельзя ни при каких обстоятельствах, — пояснила собеседница «Известий».

По мнению Константина Москалева, главное преимущество новой редакции заключается в конкретике — уже не возникнет нужды доказывать, что какое-то из условий договора нарушает права потребителя. — А должен заметить, что если нет конкретики в нормативном правовом акте, то каждый судья имеет право рассмотреть представленное доказательство, исходя из своих убеждений, — отметил юрист. — Например, раньше приходилось долго и не всегда успешно доказывать право потребителя на выбор подсудности, если в договоре присутствовал пункт о договорной подсудности. И с трудом верится, что, выбирая из трех возможных судов, крупное юридическое лицо заботилось лишь об удобстве для своих представителей. По словам эксперта, кто-то может возразить, что часть из перечисленных условий уже содержится в других статьях закона «О защите прав потребителей». Но речь идет об удобстве именно потребителей, которым теперь нет необходимости изучать закон целиком — достаточно одной статьи.

Источник: Известия